Восстановление железобетонных конструкций


На основе анализа изменения характеристик реконструируемых железобетонных конструкций предлагается методика оценки снижения прочности железобетона.
В последние годы остро обозначилась проблема восстановления эксплуатационных параметров железобетонных конструкций, поврежденных в результате природных или техногенных аварий и катастроф, объектов незавершенного строительства, на которые длительное время оказывались климатические воздействия. Эксплуатация железобетонных конструкций в условиях агрессивных сред, температурных воздействий, а также изменения технологии эксплуатации и увеличение полезных нагрузок приводят к уменьшению сроков службы объектов, к увеличению объемов работ по восстановлению и усилению железобетонных конструкций.
В результате усиления конструкций образуется самостоятельный класс железобетонных конструкций – реконструируемый железобетон, который отличают особенности, связанные с измененным состоянием бетона в усиливаемой конструкции. В частности:
- наличие в усиливаемом элементе напряженно-деформируемого состояния, обусловленного предысторией нагружения;
- влияние технологических воздействий при проведении работ по усилению на характеристики бетона и напряженное состояние усиливаемого элемента, а также в целом усиленной конструкции;
- работа в составе конструкций бетонов с различными прочностными деформативными характеристиками, при наличии в одном из бетонов повреждений силового и несилового (температурного, влажностного, коррозионно-агрессивного) характера.
Особую значимость в теории реконструированного железобетона приобретает проблема оценки структурных изменений, прочностных и деформативных параметров бетона с точки зрения предыстории нагружения усиливаемой конструкции [1]. Большое влияние на структурные изменения бетона оказывает уровень длительно приложенной нагрузки.
Начало структурных нарушений бетона, а следовательно снижение прочности, характеризуется нижней границей микротрещинообразования R0сrc, а состояние структуры бетона соответствующей длительной прочностью – верхней границей микротрещинообразования Rvcrc.
На основании экспериментальных исследований определены параметры нижней и верхней границ трещинообразования тяжелых бетонов (см. таблицу).
Учитывая, что в подавляющем числе случаев выполняется усиление эксплуатируемых железобетонных конструкций, находящихся под нагрузкой, для практических расчетов, в соответствии со СНиП 2.03.01-84*, можно рекомендовать следующее: при проектировании усиления конструкций из бетонов классов В10-В20 (при нагрузке 0,5–0,65 расчетной величины) расчетные характеристики бетонов умножаются на коэффициент условия работы gв=0,9; для конструкций из бетонов В25 и выше при нагрузке 0,6–0,75 – gв=0,9. Для конструкций из бетонов В10-В20 при уровне нагрузки 0,6 и более – gв=0,8. Для бетонов В25 и более коэффициент gв=0,8 следует применять при уровне нагрузки 0,75 и выше.
Следующей особенностью реконструированного железобетона является технологическое воздействие на усиливаемую конструкцию при ее увлажнении дополнительно уложенным бетоном усиления [3]. Увлажнение протекает достаточно долго, так как контакт бетонов «закрыт» толщей дополнительно уложенного бетона. Увлажнение бетона приводит к значительным изменениям характеристик. Так, проведенные исследования показали, что через 3…6 суток после увлажнения прочность бетона составила 0,78 от прочности бетона при естественной влажности; через 20 суток – 0,9; через 30 – 1,05; через 60 и более – 1,2. Таким образом, при проектировании усиления железобетонных конструкций добетонированием, при длительном увлажнении бетона усиливаемой конструкции, необходимо учитывать технологическое воздействие при проверке ее прочности на нагрузки, действующие в период строительства введением коэффициента работы бетона gв=0,8.
Надежность конструктивного решения усиления элемента или конструкции зависит от правильности оценки степени коррозионного повреждения железобетона в результате агрессивного воздействия среды. Значительные трудности вызывает оценка степени коррозионного повреждения рабочей арматуры. Одной из косвенных характеристик степени коррозионного повреждения арматуры является наличие и ширина раскрытия трещин в бетоне защитного слоя, ориентированных вдоль арматурных стержней. На основании многочисленных данных, полученных при обследовании строительных конструкций зданий и сооружений различного назначения, для оценки повреждения арматуры можно рекомендовать следующие коэффициенты: для стержней диаметром 25 мм при ширине раскрытия коррозионной трещины 1,0 мм степень повреждения арматуры – 8%, при ширине 2,0 мм – 12%, при ширине 3,0 мм – 15%.
Для оценки степени снижения прочности бетона при коррозионном повреждении под воздействием щелочных растворов, растворов кислот на этапе предварительного обследования объектов и при проведении оценочных расчетов на основании накопленного опыта и исследований [4] можно рекомендовать следующие коэффициенты условия работы бетона при эксплуатации в течение 1 года – 0,7, 2 лет – 0,6, 3 лет – 0,55, 5 лет – 0,4.


Библиографический список:
1. Бондаренко В.М., Меркулов С.И. Развитие теории реконструированного железобетона // Проблемы обеспечения безопасности строительного фонда России: Материалы
III Международных академических чтений РААСН. – Курск, Изд-во Курск ГТУ, 2004.
С. 10–22.
2. СНиП 2.03.01-84* Бетонные и железобетонные конструкции // Госстрой СССР. – М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1985. 79 с.
3. Серых Р.Л. Качественные показатели бетона при его увлажнении // Бетон
и железобетон. 2000. № 6. С. 4–5.
4. Попеско А.И. Работоспособность железобетонных конструкций, подверженных коррозии. – СПб.: СПб. гос. архит.-строит. ун-т, 1996. 182 с.
  


С.И. МЕРКУЛОВ, канд. техн. наук, доцент
Курский государственный технический университет

Поиск по сайту

Везде   В статьях   В материалах  
Если поиск не дал результата, попробуйте изменить текст запроса.
Примеры поиска по запросу "Потолки Armstrong": "Потолки Armstrong", "Потолок Armstrong", "Потол Arms", "Потолки Армстронг", и т. п.
Читайте также у нас на сайте:


Новости строительной индустрии

Транспортный коллапс взвинтил цены на цемент

  Компания «СМПро» опубликовала статистику по росту цен на цемент, согласно которой с начала 2011 г. цены на российский цемент выросли на 35%. В частности, по итогам сентября средние цены от ...

Россия прирастет дорогами

Как недавно заявил премьер-министр Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, в ближайшие 3 года на автомобильные дороги страны будет потрачено 1,3 трлн руб. Из этих денег 678 млрд руб. планиру ...

«ОБЪЕДИНЕНИЕ 45-М» поставит бетон для реконструкции здания университета им. Плеханова

   Московское предприятие группы ЛСР ООО «Объединение 45-М» стало основным поставщиком бетона для реконструкции старейшего корпуса РЭУ им. Плеханова. Предприятие поставит около 5 тыс. ...

Kerneos объявляет о запуске новых продуктов

  Компания Kerneos, входящая в группу компаний Materis, выводит на рынок продукты, предлагающие новые технические решения для производителей готовых к использованию строительных смесей:< ...

Ярославская область: переселение граждан из аварийного жилья

  Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства принята к заявка Ярославской области на предоставление финансовой поддержки для переселения граждан из аварийного жилищно ...

«Бецема»: в Красногорске выпустили «Истру»

  В рамках выставки СТТ-2011 машиностроительный завод "Бецема" совместно со своим партнером "Мерседес Бенц Тракс Восток" организовали Дни "Бецемы". Журналисты ...

Лифтовая отрасль в России: быть или не быть?

В Москве состоялся I съезд Национального союза лифтовых саморегулируемых организаций (НСЛ СРО), на котором специалисты пришли к выводу о необходимости перехода к обязательному саморегулированию и заро ...

В Думе решили обязать использовать новые материалы при ремонте дорог

На заседании Госдумы России представителями комитета по транспорту принято решение о внесении поправок в действующий техрегламент строительства дорог. В частности, в них предлагается сделать обязатель ...
 
 Архив строительных новостей

 Архив строительных новостей (продолжение)